УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Филологический факультет Бакалаврская программа Кафедра: Психологии и педагогики. Направление: Экономика (1 семестр). Физика. Химия. Радиофизика и электроника. Инженерный факультет (2 семестр). Дисциплина: Психология и педагогика. Кредит: 3. 1 и 2 семестр, лекций-36 часов, семинаров-18 часов. Самостоятельная работа-20 часов. Аттестационные работы- 6 часов. Преподаватель: к. психол. наук, ст. преп. Каргина Н.В. Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): Понедельник и вторник по назначению и договоренности. Телефон: 8-905-501-12-31 E-mail:kanat99@ yandex.ru Сайт:www.kanat99.narod.ru Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно - тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и ёмко формулировать свои мысли), а также качество подготовки эссе, контрольных работ (тестов), докладов и итоговое испытание. Бальная структура оценки: Формы контроля: Посещение занятий: лекций -17 баллов, семинаров- 9 баллов (1 посещение -1 балл). Активная работа на лекции и семинаре- 6 баллов (1 сообщение - 10 баллов). Можно сделать только 1 сообщение. Упражнения - 14 баллов (2 балла-1упр.). Всего 7 упр.(28 декабря – последний день сдачи). Внутрисеместровая аттестация (2 ноября) – 20 баллов (в форме тестов на основе пройденного материала и по дополнительной литературе). Творческая работа (эссе) - 12 баллов (28 декабря – последний день сдачи). Итоговая аттестация (28 декабря) - 20 баллов (в форме тестов на основе пройденного материала и по дополнительной литературе). Всего – 108 баллов. Шкала оценок:
Пояснение оценок: A Выдающийся ответB Очень хороший ответC Хороший ответD Достаточно удовлетворительный ответE Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответаFX Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответаF Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления).Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ). Пример: Список тем письменных творческих работ (эссе) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль-14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть не менее от 8 до 12 страниц. Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной , достаточно узкой и конкретной темы, связанной с стой или иной категорией теории .Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать литературно-критический материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике. Объем контрольной работы, включая творческие задания, -2 академических часа. Академическая этика. Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в Интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.
Описание курса. Цель курса: Целью курса является формирование у студентов основ психологических знаний, необходимых в профессиональной деятельности и личной жизни. Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи: - ознакомление студентов с историей и современными достижениями психологии, теориями ведущих научных школ; -овладение студентами системой основных знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности; -обучение навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Содержание курса: В курсе рассматриваются история и современные достижения психологии, теории ведущих научных школ, основные понятия и категории психологии. На лекциях и семинарских занятиях студенты овладевают системой основных знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, обучаются навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми в жизненных различных ситуациях. Студенты пишут одну творческую работу. Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – обсуждение основных проблем курса, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступать с докладами на выбранную заранее тему и принимать активное участие в обсуждении докладов. Обязательная литература: 1. Введение в психологию.// Под ред. А.В.Петровского.- М.: Академия,1997. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М.: ЧеРо., 1996. 4. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. – М.: Просвещение, Владос, 1995. 5. Общая психология. / Под ред. В.В. Богословского. – М., 1981. 6. Психология./ Под ред. А.А.Крылова.- М.: Проспект, 1999. 7. Психология и педагогика.// Под ред. А.А.Радугина.- М.: «Центр», 1997. 8. Психология и педагогика.// Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М.:Совершенство,1998. 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: Феникс,1997. Дополнительная литература: 1. Андреева Г.М.Социальная психология.- М.Аспект пресс, 1996. 2 .Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. 3 .Бороздина Л. В. Психология характера.- М., 1999. 4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. 5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб: Свет, 1997. 6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб., 1999. 7. Ждан А.Н. История психологии.- М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997. 8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982. 9. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб., 1999. 10. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. – СПб., 2000. 11. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000. 12. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. 13. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 15. Майерс Д. Социальная психология. – СПб:Питер, 1997. – 684 с. 16. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. 17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. 18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство,1996. – 372 с. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,1998. 20. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.,1979. 21. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. 22. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
Темы лекций и семинарских занятий :Неделя 1: Лекция. Тема 1. Предмет, задачи, отрасли и методы психологии.Неделя 1: Семинар. Тема 1: Организационные вопросы, обсуждение пройденного на лекции материалаНеделя 2: Лекция. Тема 2 . Основные направления зарубежной психологии. Психоанализ. Неофрейдизм. Бихевиоризм. Гуманистическая психология.Задание к семинарскому занятию: Подготовить дискуссию по основным направлениям зарубежной психологии. Неделя 3: Лекция. Тема 3. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.Неделя 3: Семинар. Темы 2 и 3. Проведение дискуссии по основным направлениям зарубежной психологии. Психоанализ. Неофрейдизм. Бихевиоризм. Гуманистическая психология.Неделя 4: Лекция. Тема 4. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.Неделя 5: Лекция. Тема 5: Мозг и психика. Структура психики. Основные психические процессы.Неделя 5: Семинар. Темы 4 и 5. Обсуждение пройденного на лекции материала.Неделя 6: Лекция. Тема 6: Задатки и способности.Неделя 7: Лекция. Тема 7: Темперамент.Задание к семинарскому занятию: решение задач на определение типа темперамента. Неделя 7: Семинар. Темы 6 и 7 . Обсуждение домашнего задания.Неделя 8: Лекция. Тема 8: . Характер..Неделя 9: Лекция. Тема 9: Эмоции и чувства. Неделя 9: Семинар. Темы 8 и 9. Подготовка к внутрисеместровой аттестации.Неделя 10: Лекция. Тема 10: Волевая сфера человека. Проблемы периодизации психического развития.Неделя 11: Лекция. Тема 11: Ощущение и восприятие. Представление и воображение.Неделя 11: Семинар. Проведение внутрисеместровой аттестации. Неделя 12: Лекция. Тема 12: Мышление и интеллект. Творчество. Внимание.Неделя 13: Лекция. Тема 13: Память.Неделя 13: Семинар. Тема 13. Разбор внутрисеместровой аттестации.Неделя 14: Лекция. Тема 14: Межличностные отношения. Общение и речь.Неделя 15: Лекция. Тема 15: Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.Неделя 15: Семинар. Темы 14 и 15. Обсуждение пройденного материала.Неделя 16: Лекция. Тема 16: Предмет, задачи, отрасли и методы педагогики. Основные категории педагогики.Неделя 17: Лекция. Тема 17: Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России.Неделя 17: Семинар. Темы 16 и 17. Обсуждение пройденного материала.Неделя 18: Лекция. Тема 18: Общие формы организации учебной деятельности. Методы организации и управления педагогическим процессом.Неделя 19: Лекция. Тема 19: Семья как среда воспитания и развития личности.Неделя 19: Семинар. Проведение итоговой аттестации. Неделя 20: Лекция. Тема 20: Разбор итоговой аттестации и подведение итогов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||