ПСИХОЛОГИЯ (с основами социальной психологии)

 

На Главную Учебные программы Тесты Методические материалы Интересно

Н.В. Каргина, Т.М. Бабаев

Психология (с основами социальной психологии)

Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».

Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов
Рецензенты: В.С. Агапов, доктор психологических наук, профессор (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), А.В. Гагарин доктор педагогических наук, профессор (РУДН).
Настоящее пособие представляет краткое систематическое изложение основ общей психологии с некоторыми коррективами, соответствующими специфике будущей профессии студентов. В работе основное место уделено теоретико-методологическим вопросам психологической науки, формированию и развитию психики, психологии личности, деятельности, познания и общения. Рассматриваются основы социальной психологии.

Предназначено для студентов не психологических специальностей, преподавателей и аспирантов.

© РУДН, 2009
©
Н.В. Каргина
©
Т.М. Бабаев
2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Требования Госстандарта по курсу «Психология» предусматривает ознакомление студентов с основными проблемами современной психологической науки и практики в той мере, в какой они связанны с будущей профессией.

В курсе основное место уделено теоретико-методологическим вопросам психологической науки, формированию и развитию психики, психологии личности, деятельности, познания и общения. Рассматриваются основы социальной психологии.

Данный курс представляет краткое систематическое изложение основ общей психологии с некоторыми коррективами, соответствующими специфике будущей профессии студентов.

Практическая работа предусматривает знакомство с методами экспериментального исследования психологических процессов, свойств и состояний, конкретными методиками изучения личности, с работами ведущих западных и отечественных психологов.

В программу включены минимум фундаментальных понятий, необходимых для усвоения студентами, список литературы по данному курсу и примеры вопросов для аттестации.

Цель курса состоит в подготовке журналистов по одной из фундаментальных дисциплин - психологии.

Задачами курса являются:

- помочь студентам эффективно подготовиться к семинарам и грамотно выполнить практические задания;

- знакомство студентов с историческим развитием взглядов на проблему, современным состоянием ее разработки и основными подходами, теориями и концепциями, как отечественных, так и зарубежных ученых в этой области;

- формирование наиболее общих представлений о психологии как науке, изучающей строение, организацию, способы формирования и развития психики человека, закономерности его поведения, деятельности познания и общения;

- выявление места и значения психических явлений в системе комплексного человекознания и научной психологии;

- интеграция и систематизация общепсихологических знаний студентов в контексте системного анализа поведения человека;

- сформировать элементы психологической культуры студентов.

 

Содержание курса

 

Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ.

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. Отрасли психологии.

Основные положения лекции.

Представление о психологии как науке. Основные этапы развития психологического знания. Изменение предмета психологии (душа, сознание, поведение, гештальт и т.д.).

Современное определение психологии как науки о психике. Особенности психологического отражения. Специфика и соотношение понятий психика, сознание, самосознание, бессознательное. Эволюционное развитие психики. Мозг и психика.

Место психологии в системе философских, естественно-научных и общественных наук и ее роль в гуманизации и научно-техническом прогрессе общества. Теоретические, прикладные и практические задачи психологии. Важнейшие отрасли психологического исследования. Основные методы сбора данных: наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение продуктов деятельности.

Вопросы для обсуждения.

В чем отличие научной психологии от житейской (обыденной)?.

Что дословно означает «психология»? В чем отличие понятия «души» от понятия «психики»?

Что изучает психология как наука? Назовите ее предмет и объект изучения.

Перечислите основные методы психологии.

Каковы основные отрасли и задачи современной психологии?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Научная психология в борьбе с суевериями.

Современное понимание методов исследования психологии.

Проективные методы и их применение в психологии.

Психологические особенности леворуких людей.

Литература.

Основная:

Введение в психологию./ Под ред. А.В. Петровского. – М.,1997.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.,2004.

Годфруа Ж.. Что такое психология?– М.,1992.Т.1,Т.2.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.,1996

Немов Р.С. Психология.– М.,2003.-Ч.1.

Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч.I. Психология. Для студентов аграрного факультета. - М., Изд-во РУДН, 2000.

Общая психология./ Под ред. В.В. Богословского. – М.,1981.

Психология./ Под ред.А.А. Крылова. – М.,1999.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.,1998.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону,2005.

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии.

Основные положения лекции.

Эмпирическая психология (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс). Понятие сознания. Ощущения как единицы психики. Аналитическая интроспекция. Принцип ассоциации. Психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Понятие бессознательного.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин). Понятие поля. Законы образования гештальта. Развитие гештальтов.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер). Поведение как предмет научного исследования. Отношение «стимул-реакция».

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.Роджерс). Специфика изучения личности. Понятие переживания.

Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, П. Жане). Социокультурная детерминация психики человека. Коллективные представления.

Когнитивная психология (У. Найсер, Д.Норман, Ж. Пиаже). Особенности первобытного мышления. Запоминание как социальный акт. Закономерности приема, хранения и использования информации человеком.

Способы представления человека в основных психологических течениях

Кризисы психологической науки и формы их разрешения.

Вопросы для обсуждения.

Какие периоды выделяют в истории развития психологии? В чем их качественное различие?

Чем обусловлено становление научной психологии на рубеже XIX и XX веков?

Сравните между собой основные положения бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии в отношении сущности человека, факторов, определяющие его поведение и развитие личности, роли общества в формировании личности

Каковы особенности развития современной психологии?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Основные положения фрейдизма и неофрейдизма.

Бихевиоризм и практика манипуляции поведением.

Предмет психологии в различных психологических школах.

Экзистенциальная психология.

Нейролингвистическое программирование.

Трансперсональная психология.

Жизненный путь и научные взгляды известных зарубежных психологов (по выбору: В. Франкл, К. Роджерс, Э. Фромм, К.Г. Юнг, Д. Уотсон).

Литература.

Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. - М.,1997.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-М.,1982.

История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века: Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан.-М.,1986.

История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты/ Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан.-Екатеринбург, 1999.

Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.-М.-Воронеж, 1995.

Маслоу А. Мотивация и личность. - М.,1998.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.- М.,1994.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека.-М.,1994.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,1990.

Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. - М.,1991.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности.-Минск, 1997.

Фрейд З. Психоаналитические этюды.- Минск, 1997.

Фромм Э. Иметь или быть. - М.,1990.

Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах. - М.,1997.

Юнг К. Аналитическая психология.- М.,1995.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века.-М., 1997.

 

 

Тема 3. Психологическая наука в России.

Основные положения лекции.

Особенности становления и развития психологии в России. Естественнонаучная (И.М.Сеченов) и религиозно-философская (А.Н.Введенский) традиции. Экспериментально-психологическое направление (Г.М. Челпанов).

Понятие условного рефлекса (И.П. Павлов) и его значение для психологии. Рефлексология (В.М.Бехтерев) и реактология (К.Н. Корнилов) как формы психологии поведения.

Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготского). Понятие высших психических функций. Проблема опосредования.

Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Психологическая структура деятельности. Системный подход в психологии (Б.Ф.Ломов). Психологическая структура общения. Проблема субъекта в психологии.

Характеристика отечественной психологической науки и практики на современном этапе ее развития. Перспективы Российской психологии.

Вопросы для обсуждения.

Назовите особенности развития русской психологии в XX столетии. Опишите каждый из периодов.

В чем вы видите совпадение и расхождение точек зрения российской и зарубежной психологии?

Назовите основные ведущие виды деятельности и их роль в развитии личности.

Какую роль играет ведущая деятельность в определенном возрасте?

Психологические особенности игровой деятельности. Игра в развитии детей и взрослых.

В чем состоит коренное отличие деятельности человека от поведения животных?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Становление психологической науки и отечественной психологии.

Жизненный путь и творчество выдающихся отечественных психологов и физиологов (по выбору: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Г.М. Челпанов, Г. Шпет, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын, П.Я. Гальперин и др.)

Структура современной психологии.

Утомление и рациональный отдых.

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Типология людей на основе доминирующей мотивации.

Литература.

История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т.-Т.3.-М.,1983.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.,1986.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1982.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.,1984.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии.- М.,1994.

Психологическая наука в России в XX столетии: история и теория./ Под ред. А.В. Брушлинского.-М.,1997.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М.,1997.

Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии.-М., 1999.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1999.

Ярошевский М.Г. История психологии.-М.,1985.

 

 

Тема 4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Актуальные проблемы развития способностей.

Основные положения лекции.

Понятие о личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические свойства личности. Движущие силы, условия и механизмы развития личности. Понятие активности и направленности личности. Направленность личности и ее основные структурные образования (мировоззрение, взгляды, убеждения и неосознанные побуждения личности, идеалы, потребности, мотивы, интересы, стремления).

Понятие о способностях. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в способностях.

Способность и деятельность. Структура способностей, уровни их развития. Возможности развития и компенсации способностей. Количественная и качественная характеристика способностей. Проблема измерения способностей. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Талант, его происхождение. Формирование способностей. Способности и задачи профориентации. Самовосстановление способностей. Способности и развитие личности.

Вопросы для обсуждения.

Дайте определение статистической и динамической структуры личности.

Опишите статистическую структуру личности С.Л. Рубинштейна.

Опишите динамическую структуру личностиК.К. Платонова.

Опишите основные способы формирования каждой подструктуры личности по К.К. Платонову.

Что такое сензитивные периоды и какова их роль в развитии личности?

Учет самооценки и уровня притязаний учащегося в учебной деятельности.

Покажите связь способностей с интеллектом.

Опишите сущность и значение путей развития способностей.

Какова роль социальной среды в реализации задатков?

Опишите роль самосознания, самооценки и уровня притязаний в направленности личности.

Что такое ценностные ориентации личности, мировоззрение, идеалы, интересы, склонности и стремления? Опишите их сущность.

 

 

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Проблема нормы и патологии в развитии личности.

Теория каузальной атрибуции.

Трансактный анализ Э. Берна о личности.

«Предельность» и «беспредельность» личностного развития.

Наследственность и воспитуемость. Идеи Ч. Ломбразо.

Межполовые различия в способностях.

Одаренные и способные дети: их особенности и пути формирования.

Связь развития способностей с задатками, трудолюбием и настойчивостью человека.

Интеллект и гениальность: сущность и особенности проявления.

Влияние компьютера на умственное развитие.

Способности и возраст.

 

Литература.

Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. - М.,1993.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн.-М.,1982.

Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,1990.

Берн Э. Игры в которые играют люди. - М.,1989.

Бодалев А.А. Психология о личности. - М.,1988.

Братусь Б.С. Аномалии личности.-М., 1968.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.,1993.

Захарова А.В. Психология формирования самооценки.-Минск.,1993.

Зейгарник Б.В. Теории личности в общей психологии.-М.,1982.

Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.,1999.

Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической дианостики.-М.,1993.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.,1960.

Одаренные дети. - М.,1991.

Петровский В.А. Личность в психологии.-Ростов-на-Дону,1996.

Психология индивидуальных различий.Тексты.-М.,1982.

Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка личности.-М.,1989.

Способности и склонности. Комплексные исследования./ Под ред. Э.А. Голубевой.-М.,1989.

Теплов Б.Н. Способности и одаренность // Избр. Труды: В 2 т.-М.,1985-Т.1.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени.-М.,1993.

Юнг К. Психологические типы.-М.,1997.

Тема 5. Психика: структура и основные характеристики. Природа индивидуального сознания. Предпосылки его возникновения и механизмы развития.

Основные положения лекции.

Понятие психики. Мозг и психика. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Основные функции психики. Природа и содержание психического (образ, переживание, побуждение, отношение). Формы появления психики (процессы, свойства, состояния).

Природа индивидуального сознания. Предпосылки его возникновения и механизмы развития.

Подходы к определению сознания в отечественной и зарубежной психологии.

Уровни отражения у человека. Высший уровень отражения - человеческое сознание. Проблема возникновения сознания человека; коллективная трудовая деятельность и язык.

Функции и структура сознания (биодинамическая и чувственная ткань, значение и личностный смысл). Неосознаваемые процессы. Понятие установки (Д.Н. Узнадзе). Соотношение сознательного и неосознаваемого. Изменение сознания.

Вопросы для обсуждения.

Дайте определение психики и сознания.

Какова структура психики по формам отражения? Какова структура психических явлений? Что понимается под психологическими фактами?

Опишите физиологические основы психики.

Опишите строение мозга и роль коры больших полушарий в психической деятельности.

Опишите роль безусловных и условных рефлексов в психической деятельности.

Что такое первая и вторая сигнальная система? Почему вторую сигнальную систему считают физиологической основой человеческого мышления?

Всегда ли психическое (субъективное) отражение дает нам правильное отражение действительности?

Можно ли отнести к субъективному отражению то, что мы воспринимаем одинаково?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Эволюция психики.

Психика и ее основные функции.

Психика животных.

Измененные состояния сознания.

Загадки сознания.

Литература.

Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. в 6 томах, том 1.-М., 1982.

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.,1994.

Леонтьев А.Н. Теория сознания // Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982.

Леонтьев А.Н. Активность психического отражения // Там же.

Леонтьев А.Н. Возникновение и развитие сознания человека // Избранные психологические произведения. В двух томах, том 1.-М.,1983.

Мерлин В.С. Самосознание // Структура личности: характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.

Рубинштейн С.Л. Сознание человека // Основы общей психологии. В двух томах, том 1.-М.,1989.

Столин В.В. Самосознание как психическое явление // Самосознание личности. - М.,1983.

Фрейд З. Ошибочные действия // Введение в психоанализ.-М., 1991.

Фрейд З. Сновидения // Введение в психоанализ.-М.,1991.

 

 

 

 

Тема 6. Ощущение и восприятие.

Основные положения лекции.

 

Понятие о познавательных процессах. Ощущение и восприятие. Физиологические основы ощущений и их рефлекторная природа. Рецепторы и анализаторы. Виды ощущений. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность. Психофизиологические закономерности взаимодействия ощущений. Изменение чувствительности анализаторов как проявление общих психофизиологических закономерностей их взаимодействия. Адаптация и контраст, синестезия, сенсибилизация и десенсибилизация. Зависимость развития личности от богатства ощущений.

Физиологические основы восприятия и его свойства: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие пространства и времени. Зрительные иллюзии.

Вопросы для обсуждения.

Что такое познавательные процессы?

Почему ощущения являются «воротами» нашего познания?

Что такое анализатор и каковы его составные части?

Опишите психофизиологические закономерности взаимодействия ощущений.

Что такое «нижний и верхний пороги» ощущений?

Чем восприятие отличается от ощущений и что у них общего?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Психофизиологические закономерности взаимодействия ощущений.

Использование в «оккультных науках» неисследованности некоторых познавательных процессов.

Использование закономерностей восприятия в рекламе.

Перцептивная защита.

Восприятие времени.

Восприятие движения.

Восприятие пространства.

Восприятие человека человеком.

Адекватность восприятия как основа нормальной психической деятельности.

Литература.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М.,1960.

Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.,1961.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология востриятия.-М.,1973.

Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6т.-Т.2.-М., 1982.

Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.-М.,1975.

Мокшанцев Р.И. Психология рекламы.-М.-Новосибирск,2000.

Райт Р.Х. Наука о запахах. - М.,1966.

Рок И. Введение в зрительное восприятие.-М.,1980.

Хрестоматия по ощущению и восприятию./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской.-М.,1999.

 

Тема 7. Мышление, воображение и речь.

Основные положения лекции.

Мышление как высший познавательный процесс и его социальная природа. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Индуктивное и дедуктивное мышление. Репродуктивное и продуктивное мышление. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение. Мотивация мышления. Виды мышления: практически-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое. Направленность мышления и его виды: практическое и теоретическое; логическое и интуитивное; аутистическое и мифологическое. Творческое мышление.

Воображение, его виды и формы проявления. Сущность воображения и его физиологические основы. Виды воображения: пассивное и активное, произвольное и непроизвольное. Мечта.

Функции и виды речи. Речь и язык. Мышление и речь. Проявление индивидуальности человека в его речи. Развитие речи у детей.

Вопросы для обсуждения.

Что такое мышление? Его сущность, основные виды и свойства.

Опишите основные формы мышления и роль речи как инструмента мышления и средства общения.

Может ли существовать мышление без речи?

Рациональные приемы мышления.

Дайте характеристику качеств ума человека.

Что общего между процессом мышления и воображения?

Что такое воображение? Опишите его виды и формы. Мечта.

Каково соотношение речи и языка?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Способы активизации мышления.

Особенности детского мышления.

Мышление и коммуникация животных.

Психологические проблемы овладения иностранным языком.

Психология убеждения и аргументации.

Проблема диагностики умственного развития.

Значение воображения в практической деятельности журналиста.

Литература.

Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - Кострома,1993.

Анастази А. Психологическое тестирование.-М.,1982.Книга 2.

Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. - М.,1990.

Ахутина Т.В. Порождение речи. - М.,1985.

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.,1977.

Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М.,1983.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление.-М.,1987.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.:В 6т.-Т.6.-М.,1984.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.,1993.

Гордон В.М. Образное мышление. - М.,1996.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб.,1997.

Де Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.,1998.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982.

Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.-М.,1992.

Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения.-Новосибирск,1975.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М., 1979.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. - М.,1996.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.,1972.

Мышление: процесс, деятельность, общение // Отв. ред. А.В. Брушлинский. - М.,1982.

Петухов В.В. Психология мышления. - М.,1987.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М.,1996.

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.,1984.

Ушакова Т.Н. Речь человека в общении. - М.,1989.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В.-М.,1981.

Тема 8. Внимание и память.

Основные положения лекции.

Общее представление о внимании. Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. Классификация видов внимания. Основные принципы организации процесса внимания. Механизмы внимания.

Непроизвольное, послепроизвольное, произвольное внимание. Физиологические основы внимания. Направленность личности и избирательный характер внимания. Роль сознательно поставленной цели и волевой характер произвольного внимания. Связь послепроизвольного внимания с интересом не только к результату, но и процессу деятельности. Структура внимания. Устойчивость внимания и проблема «колебания» внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости и организации деятельности. Объем, переключение и распределение внимания. Рассеянность и ее виды.

Развитие и воспитание внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и деятельность.

Память, ее сущность и значение в поведении. Основные процессы памяти. Память и ее физиологические механизмы. Виды памяти и их взаимосвязь. Характеристика мнемических процессов памяти – запоминания, сохранения, воспроизведения. Реминисценция. Забывание и его характеристика. Пути тренировки памяти. Нарушения памяти. Виды амнезии: фиксационная, ретроградная, антероградная и аффектогенная. Память и мышление.

Вопросы для обсуждения.

Что такое внимание? Назовите основные виды внимания.

Что такое «послепроизвольное внимание»?

Каково значение внимания в жизни человека?

Опишите сущность и значение памяти. Можно ли сказать, что животные обладают памятью?

Опишите основные типы классификации памяти и виды памяти.

Что такое память? Опишите основные процессы памяти.

Опишите основные пути тренировки памяти.

Опишите основные нарушения памяти и виды амнезии.

Почему считается, что «мыслить для ребенка раннего возраста значит вспоминать»? Правильно ли это?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Внимательность как профессиональное свойство журналиста.

Особенности памяти в профессиональной деятельности журналиста.

Возрастные особенности внимания и памяти.

Индивидуальные особенности внимания и памяти.

Тренировка памяти.

Упражнения для тренировки внимания и внимательности.

Феноменальная память.

Учет особенностей памяти в процессе обучения.

Литература.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти.- Екатеринбург, 1992.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.-М.,1980.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.,1974.

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.,1980.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.-М.,1972.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1980.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.,1987.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.-М., 1961.

Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. - М.,1995.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М.,1980.

Лурия А.Р. Внимание и память.- М.,1975.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.-М.,1994.

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.,1976.

Нейрофизиологические механизмы внимания.-М.,1979.

Норман Д.А. Память и научение.-М.,1985.

Романов В.Я., Дормышев Ю.Б. Психология внимания.-М.,1995.

Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию.-М.,1995.

Смирнов А.А. Психология запоминания // Избранные психологические труды. - М.,1987.-Т.2.

Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. - Л.,1985.

Хофман И. Активная память.-М., 1986.

Хрестоматия по вниманию // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова.-М.,1976.

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.,1979.

Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.,1990.

126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. - М.,1994.

 

 

 

 

Тема 9. Эмоции и чувства. Воля.

Основные положения лекции.

Определение и общая характеристика эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Основные, фундаментальные эмоции (по К. Изарду). Индивидуальные особенности проявления эмоций.

Эмоционально-психологические состояния: настроение, аффект, стресс, тревога, фрустрация, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Агрессия. Роль эмоциональных состояний в поведении личности.

Воля как форма отражения действительности. Связь воли и направленности личности.

Сущность воли и ее физиологические основы. Волевое регулирование и требования социальной среды. Основные признаки волевого действия. Воля и борьба мотивов.

Условия и возможности формирования воли и ее влияние на поведение и деятельность личности. Понятие локуса контроля. Связь воли и локуса контроля. Внешний и внутренний локус контроля. Экстернальные и интернальные личности. Основные особенности поведения лиц с внешним и внутренним локусом контроля.

Вопросы для обсуждения.

 

Опишите основные отличия эмоций от чувств.

Каковы физиологические основы эмоций и чувств?

Опишите индивидуальные особенности проявления эмоций.

Опишите эмоционально-психические состояния личности.

Опишите влияние стрессовых ситуаций на дальнейшее развитие личности.

Как по эмоциям человека узнать об особенностях его личности?

Дайте характеристику воли как форме отражения действительности.

Опишите сущность воли и ее физиологические основы.

Опишите виды волевых действий и их структуру.

Основные признаки волевого действия.

Что такое локус контроля? Опишите теорию Дж. Роттера.

В чем отличие направленности личности с внешним и внутренним локусом контроля?

Проблема свободы воли.

Нарушения волевой деятельности (лень, упрямство, негативизм, апатия и др.).

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Биологическое и психологическое значение эмоций. Управление эмоциями.

Эмоциональное истощение как результат профессий по типу человек-человек.

Эмоциональная зрелость и незрелость.

Управление эмоциями.

Упражнения для тренировки воли.

Значение игры в развитии воли ребенка.

Влияние стиля воспитания на развитие волевых качеств ребенка.

Воспитание воли в школьном возрасте.

Нарушения волевой деятельности.

Литература.

Аргайл М. Психология счастья. - М.,1990.

Бодров В.А. Психология стресса. М.,1995.

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.,1984.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.,1976.

Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр.соч.:В 6т.-Т.2.-М., 1982.

Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч.:В 6т.-Т.3.-М.,1983.

Додонов Б.И. В мире эмоций.-Киев, 1987.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.,1991.

Изард К.Е. Психология эмоций.-СПб.,1999.

Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса.-СПб.,1993.

Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. - М.,1983.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов.-М., 1993.

Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание.

Психология эмоций. Тексты./ Под ред. В.К. Вилюниса, Ю.Б. Гиппенрейтер.-М.,1984.

Селье Г. Стресс без дистресса.-М., 1982.

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви.-М.,1990.

 

Тема 10. Темперамент и характер.

Основные положения лекции.

Понятие о темпераменте. Историческое содержание в учении о темпераментах: Гиппократ, И.П. Павлов, современные взгляды на типологию темперамента. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. «Демаскировка» темперамента. Роль темперамента в трудовой и индивидуальной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль поведения в трудовой деятельности. Свойства темперамента и особенности воспитания подрастающего поколения.

Характер – интегральная характеристика личности. Сущность и структура характера. Связь характера с подструктурами личности. Физиологическая основа характера. Типологии характера.

Акцентуированные черты характера. Психопатия (от греч. psycheдуша и pathos – «болезнь») - патология характера.

Типология характера по конфигурации черепа человека, лица и мимики И.К. Лафатера (Швеция, 1772 г.). Френология и свойства характера по Ф. Галю.

Теории типологии характеров Э. Кречмера (1921) и У. Шелдона (США, 40-е годы XX столетия). Теория К.Г. Юнга. Сущность экстравертированных и интравертированных типов характера.

Вопросы для обсуждения.

Проблема регуляции свойств темперамента, маскировка темперамента.

Можно ли изменить темперамент?

Дайте определение характера как интегральной характеристики личности.

Опишите сущность и структуру характера. Опишите типологии характера.

Основные пути и условия формирования характера.

Опишите теории характера, предложенные Э. Кречмером и У. Шелдоном.

Опишите акцентуированные черты характера и акцентуированных личностей.

В чем отличие акцентуированных черт характера от психопатий?

Чем объяснить, что в трудных, критических, экстремальных ситуациях свойства темперамента и характера проявляются более ярко?

 

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Психологическая совместимость людей с разными типами темперамента.

Факторы, определяющие изменение свойств нервной системы в течение жизни.

Связь темперамента и стиля деятельности.

Темперамент и успешность обучения.

Акцентуации характера и их влияние на поведение личности и на склонность к противоправному поведению.

Пол и характер.

Психологическая совместимость людей с разными типами характера.

Литература.

Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол.труды:В2т.-М.,1980.-Т.2.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей.-М., 1988.

Вейнингер О. Пол и характер.-М.,1991.

Еникеева Д.Д. Плохой характер или невроз? - М.,1997.

Касьянова К. О русском национальном характере.-М.,1994.

Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.,1998.

Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. - М.,1992.

Левитов Б.Г. Психология характера.-М.,1966.

Леонгард К. Акцентуированные личности.-Ростов - на- Дону, 1997.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.,1983.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.,1986.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы.-М.,1991.

Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.,1987.

Психология индивидуальных различий:Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.-М.,1982.

Психология и психоанализ характера //Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара,1998.

Психология личности. Тексты // Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., Пузырея А.А.-М., 1982.

Рейнвальд Н.И. Личность и характер. - М.,1992.

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента.-М.,1992.

Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность.-М.,1984.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.,1982.

Теплов Б.М. Избранные психологические труды.-М.,1989.

Юнг К. Психологические типы. - М.,1995.

Тема 11. Межличностные отношения и общение.

Основные положения лекции.

Понятие общения и его функции. Общение как единство коммуникации, интеракции и перцепции. Вербальная и невербальная коммуникации (жесты, мимика, пантомимика; особенности голоса; время и пространство общения; «контакт глаз» и др.) Кооперация и конкуренция. Тактики поведения в межличностном конфликте. Восприятие человека человеком (установки, «ореолы», стереотипы). Понимание другого человека (идентификация, эмпатия, рефлексия). Тренинг общения.

Вопросы для обсуждения.

Общение и межличностные отношения. Их связь и взаимообусловленность.

Средства и виды общения.

Психологическая совместимость, ее природа и значение.

Дайте характеристику различных видов совместимости.

Какие факторы определяют привлекательность одного человека для другого? Каким образом складываются отношения дружбы и любви, что приводит к разрыву этих отношений?

Каковы причины возникновения коммуникативных барьеров и способы их преодоления?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Структура и способы общения.

Психологическая совместимость членов группы.

Возрастные и профессиональные особенности общения.

Виды общения у животных.

Феномен одиночества.

Типы и причины неприязненных отношений между людьми.

Дружба и любовь в разные исторические эпохи.

Конфликты в общении с точки зрения трансактного анализа Э.Берна.

Язык телодвижений (А. Пиз).

Литература.

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.-М.,1983.

Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1994.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М.,1988.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,1982.

Бодалев А.А. Личность и общение. - М.,1983.

Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… -М.,1990.

Донцов А.А. Психология коллектива.- М.,1984.

Зимбардо Ф. Застенчивость.- М.,1992.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.-М., 1989.

Кон И.С. Дружба.- М.,1987.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.,1979.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.,1986.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.,1997.

Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М.,1986.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения.- Л.,1979.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М.,1989.

Пиз А. Язык телодвижений.-Нижний Новгород, 1992.

Познание и общение // Под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляева.-М., 1988.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.,1998.

Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.,1992.

Харрис Т.Я. Я хороший, ты хороший. - М.,1993.

 

Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Тема 12. Предмет и специфика социальной психологии.

Основные положения лекции.

Социально-психологическая феноменология. Пограничный характер социально-психологического знания «Двойной» статус социальной психологии. Подходы к определению предмета социальной психологии, основные категории социальной психологии. Понятие парадигмы в науке. Основные парадигмы в социальной психологии по П.Н. Шихиреву. Взаимоотношения социальной психологии с другими науками. Соотношение социальной психологии с другими отраслями психологии. Функции социальной психологии в обществе. Академическая, прикладная и практическая социальная психология, специфика их задач.

Вопросы для обсуждения.

Место социальной психологии в системе наук?

В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук?

Назовите основные виды социально-психологического знания.

Предмет социальной психологии?

Чем отличаются объект и предмет социальной психологии?

Какие основные проблемы изучает социальная психология?

Задачи социальной психологии.

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Парадигмы «объяснения» и «понимания» в социальной психологии (по П.Н. Шихиреву).

Современная практическая социальная психология.

Особенности развития социальной психологии в странах Азии, Африки и Латинской Америки (по выбору).

Развитие социальной психологии в современной России.

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. Гл.1.

Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч.М., 1982, т.1.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998. Гл.1.

Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Социальная психология» Ч.1: Учебно- методическое пособие.- М.: Изд-во РУДН, 2006.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999.

Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н. Социальная психология.Часть 2:Психология групп, социальная психология личности.- М.: Изд-во РУДН, 2005.-26 с.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология.-М.,1999.

Дополнительная:

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.,1983.

Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.СПб, 2000. Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.

Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

 

Тема 13.История развития социально – психологических идей.

Основные положения лекции.

Развитие социально-психологических идей в русле философских учений. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий.

Первые учебники по социальной психологии. Период экспериментального развития социальной психологии на Западе в первой половине XX века. Теория «поля» К. Левина и школа «групповой динамики». Возрастание роли прикладного социально-психологического знания. Акцент на практических исследованиях и утрата интереса к теоретическому знанию. Дискуссия о кризисе в социальной психологии (70-е гг. XX в.). Европейская критика американской социальной психологии.

Вопросы для обсуждения.

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания?

Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей.

Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания.

Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания.

Какими направлениями представлена современная зарубежная социальная психология?

Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Социально-психологические идеи в трактате Н. Макиавелли «Государь».

Вклад К. Левина в развитие социальной психологии.

«Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, специфика подхода В. Вундта.

Концепция подражания Г. Тарда.

«Психология масс» С. Сигеле и Г. Лебона.

Теория «инстинктов социального поведения» Макдуголла.

 

 

 

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.-Гл.2.

Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия./ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс,2003.

Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология. Хрестоматия./ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс,2003.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.,2000.

Шихерев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.

Дополнительная:

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1989.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995.

Шихерев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984.

Шихерев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

 

Тема 14. Социальные общности и социальные группы.

Основные положения лекции.

Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Значение параметров группы для социально-психологических исследований.

Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп.

Социально – психологические проблемы больших социальных групп.

Нации и народности как особый вид социально-психологических общностей.

Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.

Особенности социально – психологических процессов в нашей стране.

Вопросы для обсуждения.

Когда и с чего начиналось изучение психологии больших групп?

Какие в настоящее время существуют точки зрения на предмет психологии больших групп?

Кратко охарактеризуйте основные виды больших групп по разным классификациям.

Как соотносятся большие и малые социальные группы?

На какие сферы принято подразделять психологию больших групп с целью ее изучения? Какие явления изучаются в каждой из этих сфер?

Кратко охарактеризуйте основные формы проявления психологии больших групп. Подберите примеры каждой из форм.

Охарактеризуйте три основные линии исследования психологии классов. Какие основные явления исследуются в психологии классов?

Раскройте содержание основных понятий, изучаемых психологией этнических групп.

 

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

 

Факторы, влияющие на формирование этнопсихологических особенностей.

Межнациональная рознь.

Психология политических партий.

Методы изучения больших социальных групп.

Литература.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс,2001.- Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп.

Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 18. Большая группа как социально-психологический феномен. п. 1, 2,3.

Ольшанский Д.В. Психология масс. Глава 1.1. Массы и массовое сознание, Глава 1.2. Человек в массе.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.,1999.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. Глава22. Психология больших социальных групп и массовых явлений. п. 22.1. Психология больших социальных групп.

Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Глава 7. Социальная психология культуры.

Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. П. 6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп.

 

Дополнительная:

Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999.

Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

Московичи С. Век толп. М., 1996.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.

Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

 

Тема 15. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия.

Основные положения лекции.

Основные этапы исследования малой группы. Понятие «малой группы» в зарубежной и отечественной социальной психологии. Проблема нижнего и верхнего пределов малой группы. Классификация малых групп. Понятие динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Групповая сплоченность.

Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда о двух фазах в развитии группы. Идея развития группы Р. Морленда и Дж. Ливайна о «социализации группы». Двух факторная модель развития группы Б.Такмена. Социально – психологическая концепция коллектива. Основные признаки коллектива.

Основные направления исследований межгрупповых отношений. М. Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А. Тэджфел о взаимосвязи межгрупповых

отношений и осознания принадлежности к своей группе.

Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в отечественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью.

Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали.

 

Вопросы для обсуждения.

Понятие малой группы в социальной психологии.

В чем проявилась актуальность проблемы малой группы?

Основные признаки малой группы?

Классификация малых групп.

Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.

Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы?

Сущность социально-психологической концепции коллектива?

Основные признаки коллектива?

Типология уровня развития групп.

Основные критерии групповой сплоченности?

Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.

Сущность социальной детерминированности индивидуалистического и коллективистского характера межгрупповых отношений?

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Влияние характера межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.

Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений.

Модель развития группы в межличностной и деловой сферах.

М.Шериф о групповом взаимодействии.

Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А.Тэджфела.

Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение.

 

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология.М.: Аспект Пресс, 2001.-Глава 14. Психология межгрупповых отношений.

Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.,1994.

Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л., 1989.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина п.21.5. Психология межгруппового взаимодействия.

Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. Глава 5. Психология межгрупповых отношений.

Дополнительная:

Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

Донцова А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

Коломинский Я.Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. М., 1976.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

Психологическая теория коллектива. М., 1979.

 

Тема 16. Типология взаимодействия.

Основные положения лекции.

Виды взаимодействия – сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). Взаимодействие в структуре совместной деятельности. Эмпирические исследования кооперации. Использование «дилеммы узника» в экспериментальных исследованиях. Теоретические и эмпирические исследования альтруизма и «помогающего поведения», их прикладное значение.

Понятие межличностного конфликта. Концепции конфликта. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Структура и динамика межличностного конфликта. Стратегии конфликтного взаимодействия. Типологии конфликтов. Способы регуляции и разрешения межличностных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Посредничество в переговорном процессе.

Вопросы для обсуждения.

Особенности типологизации взаимодействий.

Использования альтруизма и помогающего поведения.

Конкуренция и конфликт.

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Возможности психологической регуляции и разрешения межличностных конфликтов.

Стратегии поведения в конфликте по К. Томасу.

Виды трансакций по Э. Берну (с конкретными примерами).

Игры и сценарии по Э. Берну (с конкретными примерами).

Социальная роль, ролевые конфликты.

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.-Гл.6.

Майерс Д. Социальная психология.-СПб.: Питер Ком,1998.Гл.: «Альтруизм: Помощь другим»; «Конфликт и примирение».

Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология. Хрестоматия./ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.

 

Тема 17. Массовые психические состояния и социально - психологические явления.

Основные положения лекции.

Понятие массы и массового сознания. Общие механизмы стихийного поведения. Основные субъекты стихийного поведения. Психология толпы. Психология собранной публики. Психология несобранной публики. Основные формы стихийного поведения: массовая паника и агрессия. Массовые настроения. Психология религии. Психология слухов и сплетен. Психология массовой коммуникации. Психология рекламы и PRвоздействия.

Вопросы для обсуждения.

Каковы основные отличительные особенности массы по сравнению с классическими большими социальными группами? Что происходит с человеком в массе?

Опишите основные механизмы формирования стихийного поведения.

Назовите основные отличительные признаки толпы. Охарактеризуйте основные виды толпы.

Назовите основные отличительные признаки собранной публики.

Назовите основные отличительные признаки несобранной публики.

Что собой представляет массовая паника? Какие факторы способствуют ее возникновению? Какие существуют способы ее прекращения?

Какие факторы способствуют возникновению и снижению массовой агрессии?

Охарактеризуйте основные виды массовой агрессии.

Какие функции выполняют массовые настроения? В каких ситуациях они возникают? Какие существуют способы воздействия на массовые настроения?

Опишите цикл развития массовых настроений.

Какие социально-психологические функции выполняет религия?

Опишите основные механизмы формирования и поддержания религиозной веры.

Охарактеризуйте основные мотивы обращения людей к религии?

Какие факторы способствуют распространению слухов и сплетен?

Какие социально-психологические функции выполняют слухи и сплетни?

Охарактеризуйте основные виды слухов.

Какие социально-психологические функции выполняет массовая коммуникация? Какие явления изучаются социальной психологией в массовых коммуникациях?

Опишите основные механизмы воздействия на людей рекламы и PR.

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Поведение в экстремальных ситуациях.

Методы управления толпой.

Массовые настроения в политике.

Психологические приемы, используемые в рекламе и PR.

Литература.

Андреева Г.М. Социальная психология.М.:Аспект Пресс,2001.- Глава 10. Стихийные группы и массовые движения.

Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 19. Психология стихийных социальных групп: психология масс, Тема 20. Психология стихийных социальных групп: психология толпы.

Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 6.2. Психология толпы, 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах, 6.3.3., 6.3.4. Психология паники, Психологические особенности поведения людей в условиях паники.

Ольшанский Д.В. Психология масс. Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления, Глава 1.4. Механизмы массовой психологии, Глава 2.2. Психология массовых настроений, Часть3. Массовые социально-психологические явления.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений. п.п. 22.2. Психология толпы, 22.3. Массовые явления в больших диффузных группах.

Тема 18. Методология и методы социально – психологического исследования.

Основные положения лекции.

Понятие методологии научного исследования. Уровни методологии. Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Типы исследований в социальной психологии (корреляционные и экспериментальные). Соотношение методологии и методики исследования. Основные количественные методы социально-психологического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос, тест, эксперимент. Специфика эксперимента в социальной психологии. Виды эксперимента. Дискуссионные проблемы применения экспериментов. Качественные методы социально-психологических исследований, их специфика. Методы обработки и анализа эмпирического материала. Активные методы социально-психологического воздействия.

Вопросы для обсуждения.

Что является методологией социальной психологии?

Методы социально-психологического исследования?

Специфика теорий в социальной психологии.

Рекомендуемые темы сообщений и докладов.

Частные методики.

Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

Литература.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия.-М.: Аспект Пресс, 2001. Гл.1.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. Гл.1.

Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. М., 1982, т.1.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998. Гл.1.

Новикова И.А. Методические рекомендации к курсу «Социальная психология» Ч.1: Учебно- методическое пособие.-М.: Изд-во РУДН, 2006.

Парыгин Б.Д. Социальная психология.СПб, 1999.

Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология.-М.,1999.

 

 

 

Дополнительная:

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001.

Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000.

Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999.

Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., 1995.

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ.

Предмет, задачи и отрасли психологии.

Методы психологического исследования.

Основные этапы развития психологии.

Основные направления (школы) зарубежной теоретической психологии.

Основные принципы отечественной психологии.

Общее понятие о психике. Формы проявления психики и их взаимосвязь.

Основные функции психики.

Стадии и уровни развития психики животных. Формы поведения животных.

Общее понятие о деятельности (психологический аспект).

Освоение деятельности (действия, навыки, умения, привычки).

Понятие о ведущей деятельности. Основные виды деятельности.

Общая характеристика понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность».

Психологическая структура личности.

Направленность личности и ее основные компоненты.

Способности, виды, уровни их развития.

Сензитивные периоды в индивидуальном (онтогенетическом) развитии личности.

Темперамент, его отличительные признаки.

Типы темпераментов, их характеристика.

Характер, его структура. Черты характера. Акцентуации характера.

Эмоциональная сфера личности (общая характеристика).

Понятие о воле. Волевые действия.

Волевые качества личности.

Понятие об ощущении. Свойства и виды ощущений.

Восприятие, его виды и свойства.

Представления, их виды и особенности.

Воображение, его основные виды.

Внимание, его основные виды и свойства.

Понятие о памяти, процессы и виды памяти.

Понятие о мышлении, мыслительные операции.

Виды мышления, их основная характеристика.

Формы и способы мышления.

Интеллект: природа, структура, уровни и факторы развития.

Речь, ее функции и виды.

Творчество.

Психология общения: понятие, структура, содержание, виды.

Межличностные отношения.

Задачи социальной психологии.

Чем отличаются объект и предмет социальной психологии.

Место социальной психологии в системе наук.

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально-психологического знания.

Основные виды больших групп по разным классификациям.

Содержание основных понятий, изучаемых психологией этнических групп.

Понятие малой группы в социальной психологии.

Основные признаки малой группы и классификация малых групп.

Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.

Конкуренция и конфликт.

Каковы основные отличительные особенности массы по сравнению с классическими большими социальными группами. Что происходит с человеком в массе.

Назовите основные отличительные признаки толпы. Охарактеризуйте основные виды толпы.

Что собой представляет массовая паника. Какие факторы способствуют ее возникновению. Какие существуют способы ее прекращения.

Что является методологией социальной психологии.

Методы социально-психологического исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. *

Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ. *

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. Отрасли психологии. *

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии. *

Тема 3. Психологическая наука в России. *

Тема 4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Актуальные проблемы развития способностей. *

Тема 5. Психика: структура и основные характеристики. Тема 6. Ощущение и восприятие. *

Тема 7. Мышление, воображение и речь. *

Тема 8. Внимание и память. *

Тема 9. Эмоции и чувства. Воля. *

Тема 10. Темперамент и характер. *

Тема 11. Межличностные отношения и общение. *

Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. *

Тема 12. Предмет и специфика социальной психологии. *

Тема 13.История развития социально – психологических идей. *

Тема 14. Социальные общности и социальные группы. *

Тема 15. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия. *

Тема 16. Типология взаимодействия. *

Тема 17. Массовые психические состояния и социально - психологические явления. *

Тема 18. Методология и методы социально – психологического исследования. *

ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ. *

СОДЕРЖАНИЕ *

На Главную Учебные программы Тесты Методические материалы Интересно
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ.

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии. Отрасли психологии. *

Тема 2. Основные направления зарубежной психологии. *

Тема 3. Психологическая наука в России. *

Тема 4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Актуальные проблемы развития способностей. *

Тема 5. Психика: структура и основные характеристики. Тема 6. Ощущение и восприятие. *

Тема 7. Мышление, воображение и речь. *

Тема 8. Внимание и память. *

Тема 9. Эмоции и чувства. Воля. *

Тема 10. Темперамент и характер. *

Тема 11. Межличностные отношения и общение. *

Раздел II. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Тема 12. Предмет и специфика социальной психологии. *

Тема 13.История развития социально – психологических идей. *

Тема 14. Социальные общности и социальные группы. *

Тема 15. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия. *

Тема 16. Типология взаимодействия. *

Тема 17. Массовые психические состояния и социально - психологические явления. *

Тема 18. Методология и методы социально – психологического исследования. *

ВОПРОСЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ.

СОДЕРЖАНИЕ

 
   
Hosted by uCoz